Лабораторная работа закон ома полной цепи. Конспект урока "Электродвижущая сила


Лабораторная работа.

Изучение закона Ома для полной цепи.

Цель работы:

Измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Оборудование:

Источник питания (выпрямитель). Реостат (30 Ом, 2 А). Амперметр. Вольтметр. Ключ. Соединительные провода.

Экспериментальная установка показана на фото 1.

К источнику тока 1 подключаем реостат 2, амперметр 3, ключ 4.

Непосредственно к источнику тока подключаем вольтметр 5.

Электрическая схема данной цепи приведена на рисунке 1.

Согласно закону Ома, сила тока в замкнутой цепи с одним источником тока определяется выражением

У нас IR=U – падение напряжения на внешнем участке цепи, которое измеряется вольтметром при включённой цепи.

Формулу (1) запишем так

Можно найти ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока используя значения тока и напряжения двух опытов (например 2 и 5).

Запишем формулу (2) для двух опытов.

Из уравнения (4) находим

И для любого опыта по формуле (2) находим Э. Д.С.

Если вместо реостата взять резистор сопротивлением порядка 4 Ом, то внутреннее сопротивление источника можно найти используя формулу (1)

Порядок выполнения работы.

Собрать электрическую цепь. Измерить вольтметром ЭДС источника тока при разомкнутом ключе К. Замкните ключ К. Устанавливая с помощью реостата силу тока в цепи: 0,3; 0,6; 0,9; 1,2; 1,5; 1,8 А. Запишите показания вольтметра для каждого значения силы тока. Рассчитайте внутреннее сопротивление источника тока по формуле (3).

Найдите среднее значение rср.
Значения ε, I, U, r, rср. запишите в таблицу.


Класс точности школьных приборов 4%, (т. е. к=0,04.) Таким образом абсолютная погрешность при измерении напряжения и ЭДС равна

погрешность при измерении силы тока

Запишите окончательный результат измерения ε

Найдите относительную погрешность измерения внутреннего сопротивления источника тока,

Найдите абсолютную погрешность измерения внутреннего сопротивления

Запишите окончательный результат измерения r

rср ±Δr=…..

Найдите внутреннее сопротивления источника по формуле (5) Заменив в цепи реостат на резистор, и используя формулу (6), найдите внутреннее сопротивление источника тока.

Требования к отчету:

Название и цель работы. Нарисовать схему электрической цепи. Написать расчетные формулы и основные расчеты. Заполнить таблицу. Нарисовать график U=f(I) (беря во внимание, что при I=0 U=ε)

Ответы на вопросы:

1. Сформулировать закон Ома для полной цепи.

2. Что такое ЭДС?

3. От чего зависит КПД цепи?

4. Как определить ток короткого замыкания?

5. В каком случае КПЛ цепи имеет максимальное значение?

6. В каком случае мощность на внешней нагрузке максимальна?

7. В проводнике сопротивлением 2 Ом, подключенном к элементу с ЭДС 2,2 B, идет ток силой 1 A. Найдите ток короткого замыкания элемента.

8. Внутреннее сопротивление источника 2 Ом. Сила тока в цепи 0,5 А. Напряжение на внешнем участке цепи 50 В. Определите ток короткого замыкания.

Тема: Проверка закона Ома для полной цепи

Цель работы: определить внутреннее сопротивление источника тока и его ЭДС.

Оборудование:
Пояснения к работе

Электрический ток в проводниках вызывают так называемые источники постоянного тока. Силы, вызывающие перемещение электрических зарядов внутри источника постоянного тока против направления действия сил электростатического поля, называются сторонними силами . Отношение работы А стор. , совершаемой сторонними силами по перемещению заряда Q вдоль цепи, к значению этого заряда называется электродвижущей силой источника (ЭДС):

ЭДС источника измеряется вольтметром, сила тока – амперметром.

Согласно закону Ома сила тока в замкнутой цепи с одним источником определяется выражением:

Таким образом, сила тока в цепи равна отношению электродвижущей силы источника к сумме сопротивлений внешнего и внутреннего участков цепи. Пусть известны значения сил токов I 1 и I 2 и падения напряжений на реостате U 1 и U 2 . Для ЭДС можно записать:
= I 1 (R 1 + r) и

I 2 (R 2 + r)

Приравнивая правые части этих двух равенств, получим

I 1 (R 1 + r) = I 2 (R 2 + r)

I 1 R 1 + I 1 r = I 2 R 2 + I 2 r

I 1  r – I 2 r = I 2 R 2 - I 1 R 1

Т.к. I 1 R 1 = U 1 и I 2 R 2 = U 2 , то можно последнее равенство записать так

r(I 1 – I 2) = U 2 – U 1 ,

Задания

Рисунок 1


  1. При помощи мультиметра определите напряжение на батарейке при разомкнутом ключе. Это и будет ЭДС батарейки

  2. Замкните ключ и измерьте силу тока I 1 и напряжение U 1 на реостате. Запишите показания приборов.

  3. Измените сопротивление реостата и запишите другие значения силы тока I 2 и напряжения U 2 .

  4. Повторите измерения силы тока и напряжения еще для 4 различных положений ползунка реостата и запишите полученные значения в таблицу:
№ опыта

  1. Рассчитайте внутреннее сопротивление по формуле:

  1. Определите абсолютную и относительную погрешность измерения ЭДС (∆ℇ и δ

  2. ) и внутреннего сопротивления (∆r и δ r) батарейки.


Контрольные вопросы


  1. Сформулируйте закон Ома для полной цепи.

  2. Чему равна ЭДС источника при разомкнутой цепи?

  3. Чем обусловлено внутреннее сопротивление источника тока?

  4. Чем определяется сила тока короткого замыкания батарейки?

Литература




Работа рассчитана на 2 часа

Лабораторная работа № 8

Тема: Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения

Цель работы: измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

Оборудование: источник питания, проволочный резистор, амперметр, ключ, вольтметр, соединительные провода.

Пояснения к работе

Схема электрической цепи показана на рисунке 1. В качестве источника тока в схеме используется аккумулятор или батарейка.

Рисунок 1

При разомкнутом ключе ЭДС источника тока равна напряжению на внешней цепи. В эксперименте источник тока замкнут на вольтметр, сопротивление которого должно быть много больше внутреннего сопротивления источника тока r. Обычно сопротивление источника тока мало, поэтому для измерения напряжения можно использовать вольтметр со шкалой 0–6 В и сопротивлением R в = 900 Ом. Так как сопротивление источника обычно мало, то действительно R в r. При этом отличие Е от U на превышает десятых долей процента, поэтому погрешность измерения ЭДС равна погрешности измерения напряжения.

Внутреннее сопротивление источника тока можно измерить косвенно, сняв показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе.

Действительно, из Закона Ома для замкнутой цепи получаем: Е=U+Ir, где U=IR – напряжение на внешней цепи. Поэтому

Для измерения силы тока в цепи можно использовать амперметр со шкалой 0 – 5 А.
Задания



  1. Соберите электрическую цепь согласно рисунку 1.

  2. Измерьте вольтметром ЭДС источника тока при разомкнутом ключе:
Е=U

  1. Запишите класс точности вольтметра k v и предел измерения U max его шкалы.

  2. Найдите абсолютную погрешность измерения ЭДС источника тока:

  1. Запишите окончательный результат измерения ЭДС источника тока:

  1. Отключите вольтметр. Замкните ключ. Измерьте амперметром силу тока I в цепи.

  2. Запишите класс точности амперметра k А и предел измерения I max его шкалы.

  3. Найдите абсолютную погрешность измерения силы тока:

  1. Рассчитайте внутреннее сопротивление источника тока по формуле:



  1. Найдите абсолютную погрешность измерения внутреннего сопротивления источника тока:

  1. Запишите окончательный результат измерения внутреннего сопротивления источника тока:

  1. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:

Измерение ЭДС источника тока

Измерение внутреннего сопротивления источника тока

E=U,В

k v ,В

U max ,В

∆E,%

Е+∆E,%

I,A

k A ,A

I max ,A

R,Ом

∆R,Ом

∆r,Ом

r+∆r,Ом

  1. Подготовьте отчет, он должен содержать: наименование темы и цели работы, перечень необходимого оборудования, формулы искомых величин и их погрешностей, таблицу с результатами измерений и вычислений, вывод по работе.

  2. Устно ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы


  1. Почему показания вольтметра при разомкнутом и замкнутом ключе различны?

  2. Как повысить точность измерения ЭДС источника тока?

  3. Какое сопротивление называют внутренним сопротивлением?

  4. От чего зависит разность потенциалов между полюсами источника тока?

Литература


  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2014;

  2. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013;

  3. Касьянов В.Д.Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс.- М.: Дрофа, 2014.

Работа рассчитана на 2 часа

Лабораторная работа № 9

Тема: Исследование явления электромагнитной индукции

Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции и свойства вихревого электрического поля, установить и сформулировать правило определения индукционного тока.

Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, ключ, соединительные провода.

Пояснения к работе

Электромагнитной индукцией называется возникновение электродвижущей силы в проводнике при его перемещении в магнитном поле в замкнутом проводящем контуре вследствие его движения в магнитном поле или изменения самого поля. Эта электродвижущая сила называется электродвижущей силой электромагнитной индукции. Под ее влиянием в замкнутом проводнике возникает электрический ток, называемый индукционным током.

Закон электромагнитной индукции (закон Фарадея-Максвелла): ЭДС электромагнитной индукции в контуре пропорционально и противоположно по знаку скорости изменения магнитного потока сквозь поверхность, натянутую на контур:

Знак минус в правой части закона электромагнитной индукции соответствует правилу Ленца: при всяком изменении магнитного потока сквозь поверхность, натянутую на замкнутый проводящий контур, в контуре возникает индукционный ток такого направления, что его собственное магнитное поле противодействует изменению магнитного потока, вызвавшему индукционный ток.
Задания


  1. Самостоятельно изучите методическое указание по выполнению лабораторной работы.

  2. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

  3. Наблюдая за показаниями миллиамперметра, подводите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее.

  4. Запишите, менялся ли магнитный поток, пронизывающий катушку, во время движения магнита? Во время его остановки?

  5. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникает индукционный ток.

  6. О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и удалении от нее одного и того же полюса магнита.

  7. Приближайте полюс магнита к катушке с такой скоростью, чтобы стрелка миллиамперметра отклонялась не более чем на половину предельного значения его шкалы.

  8. Повторите тот же опыт, но при большей скорости движения магнита, чем в первом случае. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток, пронизывающий эту катушку, меняется быстрее? При быстром или медленном изменении магнитного потока сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток? На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и запишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего эту катушку.

  9. Соберите электрическую цепь:

Рисунок 1


  1. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукционный ток в следующих случаях:
а) при замыкании и размыкании цепи, в которую включена катушка 2;

б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;

в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2 путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата.

11. В каких из перечисленных в пункте 9 случаях меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1? Почему он меняется?

12. Подготовьте отчет, он должен содержать: наименование темы и цели работы, перечень необходимого оборудования, схемы опытов, вывод по работе.

13. Устно ответьте на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы


  1. Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде одного витка провода?

  2. Сформулируйте закон электромагнитной индукции.

  3. Назовите приборы и устройства, работа которых основана на индукционных токах.

  4. В чем состоит явление электромагнитной индукции?

  5. Изменение каких физических величин может привести к изменению магнитного потока?

Литература


  1. Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений нач. и сред. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2014;

  2. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для образовательных учреждений начального и среднего проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013;

  3. Касьянов В.Д.Тетрадь для лабораторных работ. 10 класс.- М.: Дрофа, 2014.

Работа рассчитана на 2 часа

Лабораторная работа № 10

Лабораторная работа №10. «Изучение закона Ома для полной цепи – 3 способ». Цель работы: изучить закон Ома для полной цепи. Задачи работы:  определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника постоянного тока по его вольтамперной характеристике;  исследование графической зависимости мощности, выделяющейся во внешней цепи от величины силы электрического тока P  f I  . Оборудование: источник постоянного тока, амперметр, вольтметр, соединительные провода, ключ, реостат. Теория и метод выполнения работы: Закон I  Rr Ома для полной цепи I  Rr . Преобразуем    I  R  r   I  R  I  r  U  I  r    U  I  r  U    I  r . выражение Следовательно, зависимость напряжения на выходе источника постоянного тока от величины силы тока (вольтамперная характеристика) имеет вид (см. рис. 1): рис. 1 Анализ вольт-амперной характеристики источника постоянного тока: 1) для т.C: I=0, тогда U    0  r   2) для т.D: U=0, тогда 0    I  r    I  r  I  3) tg  U   r I I к.з   I к.з r Выражение для мощности, выделяющейся во внешней электрической цепи имеет вид P  I  U  I    I  r   I    I 2  r . Поэтому графическая зависимость P  f I  представляет собой параболу, ветви которой направлены вниз (см. рис. 2). рис. 2 Анализ графической зависимости P  f I  (см. рис. 3): рис. 3 1) для т.B: P=0, тогда 0  I   I 2  r  0    I  r  I   r  I к. з. , т.е. абсцисса т.B соответствует току короткого замыкания; 2) т.к. парабола является симметричной, то абсцисса т.А составляет половину тока короткого замыкания I  3) т.к. в т.А I  I к. з.   , а ордината – соответствует максимальному значению мощности; 2 2r  Rr и I  2r , то после преобразований получаем R=r – условие, при котором мощность выделяющаяся во внешней цепи с источником постоянного тока принимает максимальное значение; 2     r  4) максимальное значение мощности P  I 2  R   .  4r 2r 2 Ход работы: 1. Подключить вольтметр к клеммам источника постоянного тока (см. рис. 4). Напряжение, показанное вольтметром принять за величину ЭДС источника постоянного тока и считать как эталонное для данной лабораторной работы. Результат записать в виде: (U±U) В. Абсолютную погрешность принять равной цене деления вольтметра. рис. 4 2. Собрать экспериментальную установку по схеме, приведённой на рисунке 5: рис. 5 3. Провести серию из 5-10 экспериментов, при плавном перемещении ползунка реостата, результаты измерений заносить в таблицу: Сила тока Напряжение I U А В 4. По полученным экспериментальным данным построить вольт-амперную характеристику источника постоянного тока. 5. Определить возможное значение ЭДС источника постоянного тока и тока короткого замыкания. 6. Применить методику графической обработки экспериментальных данных и вычислений для расчёта внутреннего сопротивления источника постоянного тока. 7. Результаты вычислений представить в виде:  ЭДС источника постоянного тока: (ср±ср) В;  внутреннее сопротивление источника постоянного тока: r=(rср±rср) Ом. 8. Построить графическую зависимость U  f I  в Microsoft Excel, используя мастер диаграмм с добавлением линии тренда и указанием уравнения прямой. По основным параметрам уравнения определить возможное значение ЭДС источника постоянного тока, тока короткого замыкания и внутреннее сопротивление. 9. На числовых осях указать интервал значений ЭДС, внутреннего сопротивления источника постоянного тока и тока короткого замыкания, полученных различными методами определения. 10. Исследовать мощность, выделяющуюся во внешней цепи от величины силы электрического тока. Для этого заполнить таблицу и построить графическую зависимость P  f I  : Сила тока Мощность I P А Вт 11. По построенному графику определить максимальное значение мощности, ток короткого замыкания, внутреннее сопротивление источника тока и ЭДС. 12. Возможен вариант построения графической зависимости P  f I  в Microsoft Excel, используя мастер диаграмм с добавлением полиномиальной линии тренда со степенью 2, пересечением кривой с осью OY (P) в начале координат и указанием уравнения на диаграмме. По основным параметрам уравнения определить максимальное значение мощности, ток короткого замыкания, внутреннее сопротивление источника тока и ЭДС. 13. Сформулировать общий вывод по работе.

Тема: «Изучение закона Ома для участка цепи»

Цель работы : установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

Оборудование : амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, набор из трёх резисторов сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостат, ключ замыкания тока, соединительные провода.

Ход работы.

Краткие теоритические сведения

Электрический ток - упорядоченное движение заряженных частиц

Количественной мерой электрического тока служит сила тока I

Сила тока - скалярная физическая величина, равная отношению заряда q, переносимого через поперечное сечение проводника за интервал времени t, к этому интервалу времени:

В Международной системе единиц СИ сила тока измеряется в амперах [А] .

Прибор для измерения силы тока Амперметр. Включается в цепь последовательно

Напряжение – это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряженные частицы, численно равно работе электрического поля по перемещению заряда из точки с потенциалом φ 1 в точку с потенциалом φ 2

U 12 = φ 1 – φ 2

U – напряжение

A работа тока

q электрический заряд

Единица напряжения – Вольт [В]

Прибор для измерения напряжения – Вольтметр. Подключается в цепь параллельно тому участку цепи, на котором измеряется разность потенциалов.

На схемах электрических цепей амперметр обозначается .

Величина, характеризующая противодействие электрическому току в проводнике, которое обусловлено внутренним строением проводника и хаотическим движением его частиц, называется электрическим сопротивлением проводника.

Электрическое сопротивление проводника зависит от размеров и формы проводника и от материала , из которого изготовлен проводник .

S – площадь поперечного сечения проводника

l длина проводника

ρ – удельное сопротивление проводника

В СИ единицей электрического сопротивления проводников служит ом [Ом].

Графическая зависимость силы тока I от напряжения U - вольт-амперная характеристика

Закон Ома для однородного участка цепи : сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.


Назван в честь его первооткрывателя Георга Ома .

Практическая часть

1. Для выполнения работы соберите электрическую цепь из источника тока, амперметра, реостата, проволочного резистора сопротивлением 2 Ом и ключа. Параллельно проволочному резистору присоедините вольтметр (см. схему).

2. Опыт 1.

Таблица 1 . Сопротивление участка 2 Ом

3.

4. Опыт 2 .

Таблица 2.

5.

6. Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Что такое электрический ток?

2. Дайте определение силы тока. Как обозначается? По какой формуле находится?

3. Какова единица измерения силы тока?

4. Каким прибором измеряется сила тока? Как он включается в электрическую цепь?

5. Дайте определение напряжения. Как обозначается? По какой формуле находится?

6. Какова единица измерения напряжения?

7. Каким прибором измеряется напряжение? Как он включается в электрическую цепь?

8. Дайте определение сопротивления. Как обозначается? По какой формуле находится?

9. Какова единица измерения сопротивления?

10. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Вариант выполнения измерений.

Опыт 1. Исследование зависимости силы тока от напряжения на данном участке цепи . Включите ток. При помощи реостата доведите напряжение на зажимах проволочного резистора до 1 В, затем до 2 В и до 3 В. Каждый раз при этом измеряйте силу тока и результаты записывайте в табл. 1.

Таблица 1 . Сопротивление участка 2 Ом

По данным опытов постройте график зависимости силы тока от напряжения. Сделайте вывод.

Опыт 2. Исследование зависимости силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на его концах . Включите в цепь по той же схеме проволочный резистор сначала сопротивлением 1 Ом, затем 2 Ом и 4 Ом. При помощи реостата устанавливайте на концах участка каждый раз одно и то же напряжение, например, 2 В. Измеряйте при этом силу тока, результаты записывайте в табл 2.

Таблица 2. Постоянное напряжение на участке 2 В

По данным опытов постройте график зависимости силы тока от сопротивления. Сделайте вывод.

Презентация: "Лабораторная работа: "Изучение закона Ома для участка цепи" .

{edocs}fizpr/lr7f.pptx,800,600{/edocs}

Урок изучения нового материала для 10 класса с исследовательским заданием по теме "Закон Ома для полной цепи". При объяснении новой темы учащиеся участвуют в обсуждении вопросов, делают записи в тетрадях в виде опорного конспекта, самостоятельно экспериментируют лабораторные задания и заполняют таблицу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательские задания на уроке физики по теме

"Закон Ома для полной цепи"

Класс: 10
Продолжительность: 45 мин
Учитель: Бойтунова А.В.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, таблицы, рабочие листы.

Приборы: Источники питания, реостаты, амперметры, вольтметры, ключи,

соединительные провода.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся : при объяснении новой темы учащиеся участвуют в обсуждении вопросов, делают записи в тетради в виде опорного конспекта, самостоятельно заполняют таблицу и закрепляют полученные знания.


План урока

  1. Повторение изученного материала (5 мин);
  2. Актуализация знаний (2 мин);
  3. Изучение нового материала (25 мин);
  4. Закрепление нового материала (5 мин);
  5. Подведение итогов (2 мин);
  6. Рефлексия (2 мин).
  7. Домашнее задание, комментарии (2 мин).

Девиз: “Чтобы познать, нужно научиться наблюдать!”

Ход урока:
1. Организационный момент: (1-2мин).
Вступление: Добрый день. Сегодня тема нашего урока: Сторонние силы. ЭДС.
Закон Ома для полной цепи. В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Георга Ома:

« Да, электричество - мой задушевный друг,
Согреет, развлечет, прибавит света
».

Цель урока: Ввести понятие электродвижущей силы, разъяснить содержание закона Ома для полной замкнутой цепи.

2. Повторение материала: (5 мин) Для выявления лидеров и повторения пройденного материала дети решают тест. Вопросы к тесту показаны на экране через проектор. Выйдите вперёд, кто ответил больше всех: они будут лидерами групп.

А сейчас мы разделимся на 3 группы. Лидеры выберите себе команду, с которой вы будете вести исследовательскую работу.

3. Работа в группах: (15 мин) (группы проводят эксперименты и сообщают классу о его результатах), но перед тем как выполнить исследования учитель напоминает о правиле техники безопасности.

1. Опыт №1. «Исследование Закона Ома для участка цепи»

Ход работы:

Собрать базовую цепь. Двигая ползунок реостата определить значения силы тока и напряжения в цепи, показания занести в таблицу (5 значений). По данным таблицы построить график и сделать вывод.

I , A

U , B

2. Опыт №2. «Исследование Закона Ома для полной цепи»

Оборудование: Источник питания, реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Ход работы:

Соберите электрическую цепь.

Проверьте надежность электрических контактов, правильность подключения амперметра и вольтметра.

Проделайте работу цепи при разомкнутом и замкнутом ключе. Внимательно посмотрите показание вольтметра.

Снимите показания амперметра и вольтметра при замкнутом ключе.

Запишите результаты измерений, постройте график и сделайте вывод.

4. Работа с учебниками: (15 мин) учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, используя литературу и справочники по физике.

Дополнение учителя: ЭДС равна сумме падений напряжений на внешнем и внутреннем участке цепи. Напряжение на отдельных участках цепи можно найти по закону Ома для участка цепи.

5. Заключение: (5 мин) Можно подвести итог. Вы сами исследуя доказали существование сторонних сил и подтвердили, что они совершают работу. Доказали, что источник обладает сопротивлением, а также он характеризуется постоянной величиной называемой ЭДС. Теперь вы можете создавать простейшие гальванические элементы. Группы еще раз повторяют основные выводы и формулируют закон Ома.

6. Рефлексия учащихся: (2 мин).

7. Запишем домашнее задание: (2 мин) § 109, 110, Создайте гальванический элемент, используя в качестве кислотной среды яблоко, лимон, солёный помидор или огурец. И сравните ЭДС, создаваемое каждым источником.

Комментарий: Урок сопровождается показом презентации.

Приложение

Группа №_______________

Лидер ______________________________________________

Закон Ома для участка цепи

Закон Ома для полной цепи

1. Опыт № 1 Закон Ома для участка цепи.

1. Опыт № 2 Закон Ома для полной цепи.

2. Какие величины связывает Закон Ома для участка цепи?

2. Какие величины связывает Закон Ома для полной цепи?

3. Напишите единицы измерения этих величин.

3. Напишите единицы измерения этих величин.

4. Формула Закон Ома для участка цепи:

4. Формула Закона Ома для полной цепи:

5.

5. Как формулируется закон Ома?

5. Вольтамперная характеристика

5. Вольтамперная характеристика

6. Сегодня на уроке я

  1. Узнал (а)…
  2. Научился (лась)…
  3. Теперь я могу…

6. Сегодня на уроке я

  1. Узнал (а)…
  2. Научился (лась)…
  3. Теперь я могу…
  4. Знания, полученные сегодня мне пригодятся…….
  5. Как ты думаешь, справишься ли ты с домашним заданием?